Внимание - это способность человека концентрировать сознание на каких-либо предметах и явлениях. Этот важнейший психический процесс регулирует интеллектуальную активность, помогает функционировать другим познавательным способностям.
Внимание может быть непроизвольным - что-то привлекло нас своей яркостью или раздался громкий неожиданный звук, - то есть наше внимание было привлечено помимо нашего намерения.
Произвольное внимание предполагает, что ребёнок способен удерживать своё внимание на предметах и действиях, которые сами по себе не являются для него интересными.
О произвольном внимании можно говорить только в 6-7 летнем возрасте. В это время нервная система ребёнка созревает настолько, что процессы возбуждения и торможения начинают уравновешиваться. Ребёнок всё больше и больше способен управлять своим поведением - сдерживать свои эмоциональные порывы, подчинять своё поведение заданным требованиям и правилам, подчинять свои интересы и желания более важным целям, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Именно это и называется произвольной регуляцией, или способностью управлять своим поведением. Младший дошкольник способен вести себя таким образом очень непродолжительное время. В дальнейшем у ребёнка всё больше и больше развивается способность к произвольной целенаправленной деятельности.
Д. Б. Эльконин в качестве предпосылок успешного обучения, выделяет следующие:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Скачать Тетрадь для развития внимания.
Здравствуйте! Спасибо за полезную информацию. Подскажите. пожалуйста, как самим проверить, достаточно ли внимателен наш ребёнок, чтобы успешно обучаться в школе.
ОтветитьУдалитьОб этом и многом другом наши следующие сообщения.
ОтветитьУдалитьА пока просто понаблюдайте внимание ребёнка в подвижных играх: Что изменилось? Запрещённое движение.Вспомните своё детство. Да и нет не говорить, черное с белым не носить. Вы поедете на бал? и многие другие.
Также помогут детские журналы с картинками нелепицами.Но об этом чуть позже.
Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.
ОтветитьУдалитьПример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.