Новости блога

Добавлены странички "Нарисуйте сказку!", "Первые шаги ФГОС"

четверг, 11 февраля 2010 г.

Внимание


Внимание - это способность человека концентрировать сознание на каких-либо предметах и явлениях. Этот важнейший психический процесс регулирует интеллектуальную активность, помогает функционировать другим познавательным способностям.
Внимание может быть непроизвольным - что-то привлекло нас своей яркостью или раздался громкий неожиданный звук, - то есть наше внимание было привлечено помимо нашего намерения.
Произвольное внимание предполагает, что ребёнок способен удерживать своё внимание на предметах и действиях, которые сами по себе не являются для него интересными.


О произвольном внимании можно говорить только в 6-7 летнем возрасте. В это время нервная система ребёнка созревает настолько, что процессы возбуждения и торможения начинают уравновешиваться. Ребёнок всё больше и больше способен управлять своим поведением - сдерживать свои эмоциональные порывы, подчинять своё поведение заданным требованиям и правилам, подчинять свои интересы и желания более важным целям, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Именно это и называется произвольной регуляцией, или способностью управлять своим поведением. Младший дошкольник способен вести себя таким образом очень непродолжительное время. В дальнейшем у ребёнка всё больше и больше развивается способность к произвольной целенаправленной деятельности.
Д. Б. Эльконин в качестве предпосылок успешного обучения, выделяет следующие:
  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Многие педагоги и психологи считают уровень развития произвольного внимания центральным звеном психологической готовности к обучению, обеспечивающим успешность усвоения учебных дисциплин и хорошую адаптацию в коллективе.
Скачать Тетрадь для развития внимания. 

3 комментария:

  1. Здравствуйте! Спасибо за полезную информацию. Подскажите. пожалуйста, как самим проверить, достаточно ли внимателен наш ребёнок, чтобы успешно обучаться в школе.

    ОтветитьУдалить
  2. Об этом и многом другом наши следующие сообщения.
    А пока просто понаблюдайте внимание ребёнка в подвижных играх: Что изменилось? Запрещённое движение.Вспомните своё детство. Да и нет не говорить, черное с белым не носить. Вы поедете на бал? и многие другие.
    Также помогут детские журналы с картинками нелепицами.Но об этом чуть позже.

    ОтветитьУдалить
  3. Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

    Пример: по дороге из дет­ского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

    ОтветитьУдалить