Новости блога

Добавлены странички "Нарисуйте сказку!", "Первые шаги ФГОС"

четверг, 11 февраля 2010 г.

Мышление

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщённо и опосредованно, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями. В своём развитии мышление проходит несколько этапов. Наиболее ранняя его форма - наглядно-действенное мышление. Оно формируется в 2,5-3 года и является ведущим до 5 лет. Особенностью этой формы мышления является тесная связь с манипулированием предметами.
Следующий этап развития - наглядно-образное мышление, которое формируется с 3,5-4 лет. На этом этапе ребёнок может мыслить, оперируя уже только образами предметов, без опоры на конкретные действия с ними.



Наглядно-схематическое, или образно-схематическое, мышление развивается несколько позже -с 5-5,5 лет. Ребёнок может выделять основные параметры ситуации, качества предметов и на основании этого проводить обобщение или классификацию. У старших дошкольников образно-схематическое мышление является основным способом познания. Образное мышление является результатом работы правого полушария головного мозга у правшей (у левшей левого). В то время как левое полушарие ответственно за словесно-логическое мышление (у левшей соответственно наоборот).
Основными формами абстрактного мышления являются:
  • понятия (форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или целого класса однородных предметов.)
  • суждения (форма мышления, в которой происходит отражение связей между предметами и явлениями);
  • умозаключения (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).
Признаками сформированности словесно-логического мышления является правильное выполнение мыслительных операций - умение анализировать, обобщать, сравнивать, осуществлять абстрагирование и проводить классификацию.
В основе развития понятийного мышления лежит освоение типов отношений между понятиями:
вид-род (берёза-дерево);
род-вид (дерево-осина);
часть-целое (плавник-карась);
противоположность (день-ночь);
причина-следствие (землетрясение-разрушение).
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к концу дошкольного периода на основе достаточно высокого уровня развития представлений о образного мышления. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Известно, что у детей долгое время сохраняется нелогичность рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Завершается формирование словесно-логического мышления в подростковом возрасте.
Тетрадь для развития мышления. 

1 комментарий:

  1. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового.

    ОтветитьУдалить