Следующий этап развития - наглядно-образное мышление, которое формируется с 3,5-4 лет. На этом этапе ребёнок может мыслить, оперируя уже только образами предметов, без опоры на конкретные действия с ними.
Наглядно-схематическое, или образно-схематическое, мышление развивается несколько позже -с 5-5,5 лет. Ребёнок может выделять основные параметры ситуации, качества предметов и на основании этого проводить обобщение или классификацию. У старших дошкольников образно-схематическое мышление является основным способом познания. Образное мышление является результатом работы правого полушария головного мозга у правшей (у левшей левого). В то время как левое полушарие ответственно за словесно-логическое мышление (у левшей соответственно наоборот).
Основными формами абстрактного мышления являются:
- понятия (форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или целого класса однородных предметов.)
- суждения (форма мышления, в которой происходит отражение связей между предметами и явлениями);
- умозаключения (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).
В основе развития понятийного мышления лежит освоение типов отношений между понятиями:
вид-род (берёза-дерево);
род-вид (дерево-осина);
часть-целое (плавник-карась);
противоположность (день-ночь);
причина-следствие (землетрясение-разрушение).
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к концу дошкольного периода на основе достаточно высокого уровня развития представлений о образного мышления. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Известно, что у детей долгое время сохраняется нелогичность рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Завершается формирование словесно-логического мышления в подростковом возрасте.
Тетрадь для развития мышления.
Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового.
ОтветитьУдалить