Проблема леворукости остаётся одной из самых серьёзных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребёнка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.
Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врождённых генетических особенностей строения мозга ребёнка.
Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передаётся по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате "минимальной мозговой дисфункции", возни кающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении.Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.
У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают "декстрастресс"(правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.
У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребёнок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая леворукого ребёнка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается "обоеруким", или амбидекстом (обе руки работают как правая рука)..Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.
Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстов, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чащзе обращаться квозможностям правого полушария, учитывая их большуюскорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы.При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леволруких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жёсткого регламента, строгого подчинения.
Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врождённых генетических особенностей строения мозга ребёнка.
Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передаётся по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате "минимальной мозговой дисфункции", возни кающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении.Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.
У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают "декстрастресс"(правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.
У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребёнок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая леворукого ребёнка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается "обоеруким", или амбидекстом (обе руки работают как правая рука)..Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.
Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстов, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чащзе обращаться квозможностям правого полушария, учитывая их большуюскорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы.При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леволруких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жёсткого регламента, строгого подчинения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий