Новости блога

Добавлены странички "Нарисуйте сказку!", "Первые шаги ФГОС"

среда, 18 апреля 2012 г.

Учить ли писать дошкольника?

Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы счита ете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Марьяна Безруких: В результате исследований, проведен ных нашим Институтом, установлено, что методика обучения дете$ безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению пси хофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполненш биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безот< рывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформиро­ванном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у друго­го в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему мож­но даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообраз­ный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
Марина А р о м ш т а м: Почему?

Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка письма - сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому слож­нейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произ­вольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окосте­нение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функ­циональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не зна­чит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функцио­нальные и психологические особенности ребенка. А что это зна­чит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформи­ровать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период подготовки. И этот период подготовки к школе должен включать как минимум 30 занятий. ^
Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к кур­сивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в стро­ке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадо­бится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы
печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тре­нируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиоло­гии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контро­ля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем боль­ше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обу­чали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функ­ций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подго­товка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие та­ких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, вклю­чится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль...

Источник:
Аромштам М. С.
Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте де­тей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 
- 184 с. -(Детский сад). Скачать книгу

Комментариев нет:

Отправить комментарий